Дачная страда и отдых для души

БЕСЕДА ВТОРАЯ  (Беседа первая

Наш разговор с отцом Николаем на этот раз – о дачном сезоне и отдыхе. Летом и в начале осени мы реже посещаем храм, да и на молитву времени и сил, бывает, не достает. Насколько снисходительно относиться к этому? Отправляясь в отпуск, думаем о том, как лучше отдохнуть умом и телом. А какой отдых нужен душе?

Отец Николай, наверное, это типичная ситуация: человек три сезона регулярно ходит в храм, исповедуется и причащается. Но с мая по сентябрь просто не хватает времени на то, чтобы поехать в выходной на службу в храм!  Вы с пониманием относитесь к таким «пропадающим» прихожанам?

 - Ситуация действительно типичная и, конечно, земные дела надо делать. Огород, дача – это для нас часто и необходимость, и отрада. Но следует помнить апостольские правила: если человек пропускал три службы подряд, то он исключался из собрания молящихся. Поэтому хотя бы раз в три недели на литургию приходить надо. Мы по любви к Господу не должны лишать себя молитвы в храме.

Не хватает времени, устаем за день – и вместо утренних и вечерних молитв читаем Серафимово правило (Отче наш — трижды, песнь Богородице — трижды и Символ Веры – один раз).  Это ведь допустимо?

-  Поясню для начала. Серафим Саровский, когда давал это правило для сестер общины, говорил: в течение дня творить молитву Иисусову.  Другими словами, это правило требует постоянной молитвы. У вас получается в течение дня ум держать в молитве? Скорее всего, нет.  Это правило — если применять его так, как благословил преподобный Серафим —  бывает сложнее исполнить, чем чтение утренних и вечерних молитв.

Давайте сравним: какая разница по затратам времени на утренние, вечерние молитвы и Серафимово правило? Утром эта разница – минут в пять, вечером – минут в 10. А ведь молитвы утренние и вечерние для нас составлены, они — опора.

Скажу так: устал человек, работая от зари до зари, что называется, с ног падает – кратко помолился и пошел спать. И это слава Богу! Молитву хорошо бы из правила переводить в устремление, тогда и краткая молитва укрепит.

Но когда человек в «огородную страду» вступает, он торопится – быстрей, быстрей, надо больше успеть, больше сделать… И часто как будто буксует: делает, делает, а все равно не успевает. Почему? Причина бывает духовная: молитвы нет, к помощи Божией не обращается.  А после молитвы у человека и обстоятельства складываются благоприятнее — успевает и домашние дела сделать, и для службы время у него остается.

Едем в отпуск, отдыхать – храм в это время не посещаем. Говорим себе: вернусь домой, тогда и пойду на службу.  Правильный подход? 

-  Для части людей отпуск часто единственное время для того, чтобы исповедаться и причаститься.  Отдых должен быть не только для тела, но и для души. Святой Григорий Двоеслов говорил, что для тела лекарства многоразличны – одно для рук, другое для ног, а для души лекарство одно – благодать Святого Духа.

Когда человек работает в коллективе, у него грехи – раздражение, суетность, нетерпимость. В отпуске он отходит от этих грехов, но начинает заниматься другим: ему хочется полениться, попить пива, поглазеть… Ему только кажется, что отдыхает, а на самом деле страстность его преследует, а благодати нет. От благодати душа делается легкая как птица.

Бывает так: человек съездил на отдых – и в рестораны ходил, и с культурой страны знакомился —   вернулся домой и через несколько дней работа, окружение его начинают тяготить. А когда у человека душа отдохнула —  посвятил внимание семье, о своей душе подумал, поисповедовался, причастился —  то это другой отпуск.

Сейчас люди рвутся в Турцию – дешевле. Там много святынь православных, но совсем мало действующих церквей. И у верующего практически нет возможности посетить храм. Поэтому лучше для отдыха выбрать страну православную. Может она подороже. Но ведь и Россия страна православная, и здесь можно отдохнуть.

Исповедь – это труд, отдыхать душой возможно после него. А мы едем в отпуск – уже полностью расслабились, стараемся в это время не думать не только о своих грехах, но даже о своих проблемах.

-  В отпуске, когда прерывается круг суеты, есть возможность просто вспомнить: а я ведь обижался в какой-то ситуации, я раздражался, унывал… А там не сдержался и человеку что-то резкое сказал, и мне самому так неприятно от этого было… Вот с этим и надо пойти поисповедоваться, не усложняя всё для самого себя. Очень верно сказано: где просто — там ангелов со сто. Пойти, как это сейчас говорят, грехи сдать. Ну не поел два дня мясо… Мы в отпуск стараемся ехать туда, где фрукты, овощи, морепродукты – это хорошая, здоровая кухня. Почитал молитвы перед причастием. И пошел —   поисповедовал отчего на душе было не хорошо…

Есть небольшой секрет: священники, которые служат в местах отдыха, к людям относятся снисходительней, понимая: человеку не только для тела, но и для души надо успеть что-то сделать за это время.

Не просто пойти к незнакомому священнику – он тебя не знает, а ведь надо про себя рассказывать…

 - Таинство исповеди начинается накануне встречи со священником в храме.  Когда человек над собой начинает работать — это уже шаг к исповеди.

В будничной жизни, когда что-то происходит, мы часто отмахиваемся: на совесть наступили —  отбросили и бежим дальше: ладно, сейчас некогда, не до того… Но наступает время поразмыслить о недавно прожитых днях.

Когда человек обдумал, что тянет его душу, он приходит к священнику и грехи исповедует кратко. Не надо описывать обстоятельства — это ведь не допрос, где ты должен все в подробностях рассказать. Это твое переживание — в чем ты чувствуешь грех перед Богом. Бог видит и твой труд, и твое сердце.  Бывает, что человек сам с собой побыл, осознал, и ему уже только от этого становится легче.  А батюшке он может скажет только: «Я согрешил обидой», или «Я согрешил гордостью».

На исповеди есть определенная этика, например, грехи блудные – зачем о них рассказывать? Скажи одним словом.  Если священник желает дать совет, он уточнит: вы имеете ввиду, что у вас невенчанный брак или что другое? И тут уже надо пояснить батюшке.

Если исповедь не будете превращать в рассказ, монолог —  оставите время для общения со священником.

Фото с сайта poembook.ru

Обратная связь


Отправить