- Главная /
- Беседы со священником /
- Как жить верующему человеку в миру
Перед человеком верующим часто встает вопрос: как ему жить в этом мире? Он знает, что надо придерживаться Господних заповедей, он хочет, чтобы в его душе был мир и совесть оставалась спокойной. Но на работе и в общественной жизни каждый из нас сталкивается с обманом, суетностью, корыстью… Как жить, поступать, делать правильный выбор в таких обстоятельствах? Этому будут посвящены беседы с настоятелем храма Архангела Михаила – отцом Николаем.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ
— Отец Николай, быть может есть общее универсальное правило, которое подскажет как поступить, поможет человеку в любой сложной жизненной ситуации принять правильное решение, сделать выбор?
— Первое, что нужно помнить: кто ты как человек. Ты — образ и подобие Божие! Это должно присутствовать в жизни как твоя личная основа. Господь за нас пострадал — избавил от власти греха, показал, как жить и открыл путь в Царствие Небесное. Но у человека есть свобода выбора. Используя ее, ты можешь все Божие в себе или убить, или развить – это твой выбор и твой путь.
Второе условие: надо стараться в сердце сохранять молитву, как бы ни сложились обстоятельства. Это позволит не терять связь с Богом, надеяться на Его милосердие и помощь. Тогда человек, сталкиваясь с трудностями, несовершенством этого мира, сумеет не окаменеть, а сохранит в сердце тепло. Тепло веры, духа, благодати.
— Многие из нас сейчас работают в условиях конкуренции, порой очень жесткой. Она заставляет вырабатывать определенные качества: быть готовым дать отпор, уметь противостоять другим, стараться показать, что ты лучше и т д. Как тут сохранять теплоту души, доброту, молитвенный настрой?
— Я бы назвал то, что вы описали, не конкуренцией, а жестким прагматизмом: надо соврать – соври, надо украсть – укради, надо через человека переступить – переступи. Живешь по принципу «цель оправдывает средства». Но что тогда происходит с Божественной природой человека? Природа человека уничтожается, разрушается образ и подобие Божие. Умерла душа, сожжена совесть — нечем осязать мир духовный. И тогда для человека благодать Божия становится экзотикой: он над верующим человеком начинает смеяться, молитва ему представляется каким-то юродством…
Давайте вспомним пример из Евангелия: как вели себя два разбойника, распятые на кресте вместе с Христом. Один сжег свою совесть — он злословит. А у второго осталось чувство, что он живет неправильно. И когда ему представилась возможность несколько слов сказать, просит: «Помяни меня, Господи, в Царствии Твоем». Христос ему ответствует: «Ныне будешь со Мной в раю». Второй человек восстановил с Богом связь, раз у него была живая душа, он принял Бога и не потерял Царствия Небесного. А первому разбойнику нечем было восстановить связь с Господом – умерло всё. У нас, когда жесткий прагматизм побеждает, совесть тоже засыпает или хуже того – сожжена.
Если бы мы жили только здесь, оно бы и ладно, возможно, цель и оправдывала бы средства. Но потом мы будем пребывать в вечности — поэтому цель средства не оправдывает.
Ты — образ Божий и ты должен подобие Его сохранять. Верующий человек в жестком прагматике — вруне, подлеце — видит оружие Божие. Столкнувшись со злом, приобретает добродетели: понимание, доброту, милосердие, сострадание, терпение, смирение. Он зло употребляет себе во благо – и становится внутренне только сильнее. А значит, становится неуничтожимым – и здесь, и тем более, в вечности.
В жестком прагматике есть расчет, но нет любви. Сделать что-то для ближнего и ничего не получить взамен – по его мнению, это неправильно. И прагматик старается избегать подобных «ошибок». Но бывает пример верующего человека растопляет холод и цинизм прагматика. И прагматик начинает на жизнь смотреть иначе.
Верующий человек тоже грешит, но он осознает свои грехи и старается удерживаться от них. Если удается пересилить себя, удержаться в какой-то ситуации от прегрешения – он искренне радуется. И потом, в следующий раз, вновь старается поступить правильно. А со временем – совсем не повторять своего греха.
До поры до времени жесткие прагматики думают: мы все купим, все сделаем, все в наших руках! А потом оказывается, что не все можно купить… Таким людям Бог тоже желает спасения, и дает что-то для пробуждения: скорби, болезни, внезапную смерть ближних. Когда приходит скорбь, у них только безмерное саможаление и непонимание: как жить, куда деваться?! Они как котята слепые. Как же так: верил в себя, свои силы и на себя же надеялся, а оказалось, что всё по-другому…
— Получается, если человек совесть свою сжечь не желает, то в каких-то ситуациях ему надо принять, что не получит, например, большую зарплату или лучшую должность… Он сознательно делает свой выбор, понимая, что в глазах окружающих может выглядеть слабым, а то и неудачником.
— Тут есть еще два обстоятельства: если ты Творцом данные таланты развил, то как специалист не останешься незамеченным, невостребованным. Кроме того, какой ты человек, будет знать не только твое окружение. Руководители коллективов, организаций, как правило, осведомлены: с кем в их сфере можно работать, а от кого лучше избавиться.
Если человек хочет обогатиться несмотря ни на что и на кого, или слишком озабочен карьерным ростом, он становится носителем нездорового духа. И этот дух никуда не денешь, а принесешь в семью, близким. И потом что удивляться последствиям: у материально благополучных родителей дети вдруг становятся наркоманами или вырастают эгоистами, или бездельниками.
Никто из нас не застрахован от соблазнов и искушений, и мы порой вступаем в сделку с совестью. Но всё же: помни кто ты как человек! У тебя есть Таинство исповеди – это работа над собой и над своими ошибками. А значит, у тебя есть возможность не зачерстветь, не закаменеть — приходи в храм Божий.
И не надо думать: вот построю храм – все мои грехи простятся! Ни построенный храм, ни правильные дела, ни подаяние нищим не помогут, если нет покаяния. А от покаяния у тебя будут рождаться близость к Богу, чувство истины, придет понимание какие поступки тебе надо совершать.
Фото Татьяны Перетягиной.